...

Этюд с горным массивом

Прежде чем приступить к работе, познакомимся с инструментами, которые мы будем использовать для творчества в цифровой среде – графическим планшетом Wacom и программой Artrage. На страницах нашего сайта уже есть урок, в котором подробно описан интерфейс и функциональные возможности программы ArtRage, современного эмулятора традиционных средств рисования и живописи.

Что из себя представляет графический планшет Wacom Intuos3 A5 Wide, можно посмотреть здесь.

Итак, приступим непосредственно к процессу избражения природы.
Великолепный пейзаж вмещает в себя больше, чем просто привлекательные элементы: в нем присутствует настроение, яркое солнце или игра тонов рассвета и заката, необъятная глубина или безграничный простор. Все это заранее можно и нужно заложить в композиции.

Для того, чтобы написать удачный пейзаж в цифровой среде, нужно знать несколько приемов, которые используются для создания иллюзии объемности. Если обратиться к компоновке задуманного на листе, то, в первую очередь нужно уделить внимание линии горизонта. Линия горизонта является тем местом, где небо визуально встречается с землей. Я выбрала этот пейзаж, из-за красоты гор, и поэтому располагаю линию горизонта низко, чтобы показать масштабность горного массива.

foto 1.1

Набросок традиционно я выполняю инструментом «Карандаш» и выбираю для этого сероватый тон. Я использую графический планшет Wacom, тем самым облегчаю себе задачу по настройке параметров карандаша – благодаря реакции на давление и наклон пера, линия сама собой получается реалистично естественная. Панель, расположенная слева, служит для настройки параметров мазка или штриха, в зависимости от выбранного инструмента. Однако, работая с планшетом, мы можем выбирать силу нажатия (Pressure), рельефность (Thinners) и его длину (Loading) не обращаясь к ползункам на панели и не запоминая сложных комбинаций кнопок. Для этого достаточно задать нужные характеристики полоскам Touch Strip, и вы с легкостью будете управлять не только размерами кисти, но и всячески манипулировать изображением, изменяя масштаб.

Этот набросок, легший в основу, очень прост и выполнен быстро: я намечаю только контуры, которые дают мне понять, как распределяются зоны света и тени. Изгиб долины делает композицию более динамичной и увлекает зрителя внутрь картины.

foto 2.2

Для передачи яркого неба я использую инструмент «валик», потому как им очень удобно быстро закрыть большие поверхности однородным цветом. Широкими мазками я кладу темно-синий цвет в верхней части листа и более светлый голубой ближе к линии горизонта. Небо к зениту всегда темнее, чем у горизонта. Нет необходимости делать постепенные переходы, каждый раз подбирая цвет на тон светлее. Небо я нарисовала всего лишь двумя цветами, получив плавный перелив благодаря валику и прилагающемуся к нему свойству естественного смешивания цветов без использования каких-либо блендеров! В конце осталось только поработать мастихином и растереть краску, чтобы окончательно избавиться от разводов.

foto 3.3

Для того, чтобы сохранить небо от лишних ненужных разводов, имеется одно эффективное средство – слои. Вкладка со слоями доступна в правой части экрана. В ней довольно узнаваемые по многим популярным редакторам настройки — дублировать, удалить, склеить… Добавляем новый, прозрачный слой (add layer) и уже на нем у нас вырастает горный массив.

На этом этапе важно сосредоточиться на передаче общего впечатления. Вершины на закате имеют теплый, розовато-желтый оттенок, а тени, наоборот, холодные и насыщенные синевой. Я снова выбираю валик и косыми мазками, следую наклону каждой плоскости, показываю грани горной цепи. Таким образом, на полотно ложатся только самые заметные цвета и общие формы.

В итоге изображение становится объемным, а горы, выделяясь на фоне неба, выступают вперед.

foto 4.4

Обратите внимание – картина состоит из нескольких планов, различных по цвету. Чтобы избежать излишнего смешения цветов и грязи в работе, я создаю их на разных слоях. Используя свойство теплых цветов зрительно приближать, я пишу землю охристыми оттенками, и сразу в пейзаже появляется глубина. Так как поверхность земли неровная, я варьирую размер кисти и направление мазка. Невероятно впечатляет, что смешивание виртуальных цветов происходит практически так же, как при реальной работе с масляными красками. Если бы мы использовали кисть при рисовании гор, нам было бы очень сложно получить такой эффектный и ясный объем из-за ее фактурности и способности к смешиванию.

Однако, вы посчитали что эффект масляных мазков вам не повредит, а вот смешивание будет не кстати? Используйте функцию Insta-Dry – ON на панели настроек инструментов, и тогда краска будет высыхать, едва коснувшись холста.

foto 5.5

Теперь займемся деталями. Их обязательно нужно включать в рисунок, чтобы он не выглядел слишком искусственно. Распределив тона холодных гор и земли, я приступаю к передаче рельефа гор вертикальными мазками с помощью кисти. Кисть, имитирующая технику масляной живописи,- очень пластичное изобразительное средство. Заметьте, как светлый цвет, смешиваясь с нижним красочным слоем дает убедительный эффект трещин в горном массиве.

Подобные возможности данного редактора можно раскрыть только работая с планшетом, поскольку существуют техники работы маслом, основанные исключительно на варьировании давления. При сильном давлении масляный мазок получается укрывистый, при слабом – сквозь краску проглядывает нижний цветной слой.

foto 6.6

Сглаживаю передний план картинки мастихином, поскольку композиционным центром является горный массив и соответственно, он должен привлекать внимание зрителя в первую очередь. Как и при работе кистью, нужно следить, чтобы направление мазков мастихина следовало форме объекта для передачи изгибов и неровностей земли. Выбранный жанр не обязывает к очень тщательной проработке второстепенных деталей.

Подобный рисунок вполне возможно создать за 15 минут, ведь к этому располагает удобный интерфейс с возможностью быстро выбирать нужный инструмент и планшет, упрощающий общение с редактором до предела. Задачей этюда является, прежде всего, передача впечатления от увиденной натуры, а мгновенно меняющееся состояние природы может потребовать быстроты рисования.

На следующем уроке мы познакомимся со свойством «металлических» красок, отлично подходящим для создания реалистических эффектов блеска и выразительных фактур.